Программа воспитания 2024

Директор МБУ СОЛКД «Лесная республика» Мосевич Е.В.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

МБУ СОЛКД «Лесная республика»

Каргаполье, 2024 г.     

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 2

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ.. 7

1.1. Цель и задачи воспитания. 7

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности. 8

1.3. Основные направления воспитания. 10

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности. 11

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 13

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ.. 13

2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия». 13

2.2.   Модуль «Отрядная работа. КТД». 18

2.3.   Модуль «Самоуправление». 21

2.4.   Модуль «Дополнительное образование». 21

2.5.   Модуль «Здоровый образ жизни». 22

2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды». 23

2.7. Модуль «Профилактика и безопасность». 25

2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями». 26

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ.. 27

2.9. Модуль «Работа с родителями». 27

2.10.    Модуль «Экскурсии и походы». 27

2.11.    Модуль «Профориентация». 28

2.12.    Модуль «Волонтеры Победы». 29

2.13.    Модуль «Социальное партнерство». 29

2.14.    Модуль «Волонтерский отряд «Доброе сердце». 30

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 31

3.1.   Особенности организации воспитательной деятельности. 31

3.2.   Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания. 33

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ НА 2024 ГОД.. 37

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания детей в МБУ СОЛКД «Лесная республика» разработана на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года;
  • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г);
  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
  • Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
  • Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р);
  • Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.);

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.

«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна реализовываться программа:

«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, на основе развития программ воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.

«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Детский коллектив объединяет детей с разными интересами, потребностями и индивидуальными особенностями. Важно проводить коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми для каждого ребенка.

«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки. Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды формируется через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских общественных объединений, заинтересованных организаций (АНО «Россия – страна возможностей», АНО «Большая Перемена», Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых», Российское общество «Знание», Российское историческое общество.

Принимая участие в мероприятиях программы, дети получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста. Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских общенациональных норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации. Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

 Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

1.1. Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования отдыха и оздоровления цель воспитания:

  • создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
  • формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания:

  • усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
  • формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  • приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.

Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:

  • принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных (досугово-оздоровительных) отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения в обществе.

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:

  • детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
  • детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».

1.3. Основные направления воспитания

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:

  • гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
  • патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание воспитаниена основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
  • эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  • экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
  • трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
  • физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
  • познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

Основные традиции воспитания в детском лагере являются:

  • совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
  • создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
  • создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
  • проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
  • включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
  • формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
  • ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.

Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.

Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.

Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»

Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.

Деятельность реализуется по направлениям:

1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации.

Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06).

Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.

2. Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:

1 июня – День защиты детей;

6 июня – День русского языка;

12 июня – День России;

22 июня – День памяти и скорби;

27 июня – День молодежи;

8 июля – День семьи, любви и верности;

14 августа – День физкультурника;

22 августа – День Государственного флага Российской Федерации;

27 августа – День российского кино.

3. «Движение Первых»

С целью формирования у детей представления о назначении Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность предусмотрены следующие форматы:

  • День РДДМ «Движение Первых» (проводится каждую смену);
  • Профильный отряд. Детский организационный комитет смены, популяризирующий РДДМ;
  • Марафон РДДМ «Движение Первых» (3-5-дневный образовательный модуль по тематике смены);
  • Форматы мероприятий, акций от РДДМ в рамках Дней единых действий (указанных в п.1 данного модуля);

4. «Цивилизационное наследие России»

«Цивилизационное наследие России»- важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах.

Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры. В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники культуры Отечества.

Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития каждого гражданина России предусматривает:

  • Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности, которая происходила на благо России.
  • Знакомство с наследием народов России в области искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации.
  • Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного пункта, желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги односельчан, развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия своего региона, страны.

5. Просветительский проект «Без срока давности».

Проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга.

Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта – показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их моральном превосходстве. Реализуемые форматы участия в проекте:

  • Уроки Памяти, Уроки Мужества. Через проведение Уроков необходимо показать детям важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности.
  • Посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти погибших в годы Великой Отечественной войны.

6. «Содружество Орлят России».

Цель программы «Содружество Орлят России»: развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Смена в детском лагере является логическим завершением участия младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул.

Программа разработана с учётом:

  • возрастных и психофизиологических особенностей младших школьников;
  • ведущих видов деятельности в данном возрасте: игровой и учебной;
  • ключевых мотивов поведения младших школьников (интерес к новым видам деятельности, важность личных достижений, признания, самоутверждения, ориентированность на взрослого).

Материалы рекомендованы к реализации в представленном виде, но при этом являются вариативными. Каждый педагог может внести свой вклад в развитие содержания смен и дополнить программу региональным компонентом.

Игровая модель и основные события смен направлены на закрепление социальных навыков и дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, подведение итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в Программе «Орлята России» или проектах Российского движения детей и молодёжи.

Методической основой программ для детских лагерей является методика коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.

Основными организационными пространствами детского лагеря являются:

  • отряд = класс, как знакомый и постоянный коллектив для ребёнка (проживание в привычной атмосфере, реализация некоторых игровых заданий);
  • временные объединения детей, для реализации программы смены (спортивная команда, с/у, клуб по интересам, творческая мастерская, научное бюро и т.д.);
  • все детско-взрослое сообщество летнего лагеря (участие в общелагерных мероприятиях).

7. «Ключевые мероприятия»

Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.

  • Торжественное открытие и закрытие смены (программы);
  • Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
  • Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены;
  • Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям;
  • Проведение всероссийских и региональных мероприятий.

2.2.   Модуль «Отрядная работа. КТД»

Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:

  • Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 45 дней.
  • Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
  • Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
  • Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
  • Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.

Реализация воспитательного потенциала отрядной   работы предусматривает:

  • планирование и проведение отрядной деятельности;
  • поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
  • организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
  • формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
  • предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
  • принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
  • диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
  • аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
  • поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
  • сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
  • огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное
  • обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы;
  • коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.

Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.

Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.

2.3.   Модуль «Самоуправление»

Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.

Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов.

 Самоуправление в МКУ СОЛКД «Лесная республика» состоит из:

— Совет лагеря, как постояннодействующий орган самоуправления, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа;

— Актив отряда, на уровне отряда, через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.

— Медиа актив, на уровне лагеря.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).

2.4.   Модуль «Дополнительное образование»

Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через мастера – классы в рамках шести направленностей:

  • Волонтерский отряд «Доброе сердце», волонтерский отряд «Волонтеры Победы» социально-гуманитарная направленность;
  • Мастер – класс «Волшебная палитра», «Умелые ручки» «Звуки гитары», «Бисероплетение», «Мир танца» художественная направленность;
  • Мастер – класс «Мини футбол» физкультурно-спортивная направление.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:

  • приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
  • развитие и реализация познавательного интереса;
  • вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся.

2.5.   Модуль «Здоровый образ жизни»

Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.

Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.

Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:

  • физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
  • спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;
  • просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
  • встречи с известными (интересными) людьми — общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.

2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.

Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметно- эстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом жизнедеятельности ребенка.

Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:

  • тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
  • озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха, создание дендроплана лагеря и использование его воспитательного потенциала;
  • оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
  • оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
  • регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
  • акцентирование внимания детей посредством элементов предметно- эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
  • звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
  • «Места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно- нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
  • размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.

2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»

Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:

  • физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
  • специализированные проекты и смены;
  • целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
  • разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
  • организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
  • поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.

2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого раскрывается через вожатого. Все нормы ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

2.9. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • родительские форумы при интернет-группе в ВК детского лагеря, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, a также размещается необходимая информация о деятельности лагеря, санитарных нормах и требований.
  • создана книга отзывов и предложений.

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

2.10. Модуль «Экскурсии»

Организация для детей экскурсий и реализация их воспитательного потенциала.

Экскурсии, помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются тематические экскурсии: профориентационные, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, музея народного творчества.

На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

2.11. Модуль «Профориентация»

Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Эта работа осуществляется через:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
  • участие в проекте «Профориентационный поезд» в рамках которого студенты колледжей рассказывают о своих учебных заведениях и проводят с отдыхающими мастер классы по профессиям.

2.12. Модуль «Волонтеры Победы»

Целью модуля является — формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне, обеспечение эффекта сопричастности молодого поколения к великим историческим событиям путем вовлечения в волонтерскую деятельность.

Создание отряда «Волонтеры Победы» направлено на создание условий повышения вовлеченности отдыхающих в движение Волонтеров Победы, укрепление патриотического сознания.

Приоритетными задачами модуля является:

  • развить интерес у обучающихся к военно-историческому прошлому;
  • утвердить в сознании детей патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к исторической прошлой России.

Работа осуществляется через:

  • участие в акциях, играх и значимых делах движения;
  • изготовление памятных открыток ветеранам Великой Отечественной Воны;
  • цикл бесед о героях;
  • оформление информационных стендов.

2.13. Модуль «Социальное партнерство»

Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными религиозными организациями народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:

  • участие представителей органов ПДН, МВД, ГИБДД, представителей образовательных организаций системы СПО, представителей Тагильской сельской библиотеки, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
  • проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
  • социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

2.14. Модуль «Волонтерский отряд «Доброе сердце»

Волонтерство – это участие детей в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:

  • на уровне лагеря: — посильная помощь, оказываемая на территории лагеря и персоналу лагеря, проведение акций и мероприятий различной направленности;
  • на уровне в районе в котором находится лагерь; —  оказание помощи по изготовлению игрушек, поделок для детских садов, открыток для ветеранов труда;
  • на региональном и всероссийском уровне: — участие в конкурсах и акциях (письмо солдату, венок дружбы и т.д.).

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.   Особенности организации воспитательной деятельности

Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Укладом детского лагеря «Лесная республика» является сложившиеся многолетние традиции и индивидуальные особенности. Лагерь находится в живописном   природном уголке, что благотворно влияет на здоровье детей. Основным фактором оздоровления является посещение крутого бассейна с сауной.

Детский коллектив делится на пять отрядов по возрастным группам. За каждым отрядом закрепляется воспитатель и вожатые. Команда педагогов ежегодно повышает свою квалификацию, участвует в городских и региональный конкурс профессионального мастерства.

Программы смен ежегодно обновляются и проходят сертифицированную проверку. План – сетка смены составляется с учетом интересов детей и с обязательным включением традиционных мероприятий (Мисс и Мистер, шоу талантов, караоке вечер).

Воспитательная работа строится на совокупности внутриотрядной и общелагерной деятельности. В течение смены у детей формируются не только знания по тематике смены, но и первоначальные навыки самообслуживания (беседы о гигиене, соблюдения санитарных норм в комнатах). Одной из традиций лагеря стало создание волонтерского отряда «Доброе сердце», в рамках отряда ребята получают первоначальные трудовые навыки по облагораживанию территории (прополка клумб, полив цветников).

Мотивационная система строится здоровой конкуренции среди отрядов, В течение смены получают баллы, отряд победителей по традиции получает памятные подарки.

Рейтинговая система мотивации:

  • самый чистый отряд;
  • самый активный отряд;
  • самый спортивный отряд.

Личностный рост детей прослеживается в отрядных уголках, также каждую смену командой самоуправления разрабатываются фишки с эмблемой смены, которые выдаются наиболее активным ребятам, в завершении смены за эти фишки участники смены могут приобрести подарки от вожатых «Аукцион вожатских подарков».

Традиционно в завершении смены все отряды собираются на общий вечерний огонек, где подводят итоги, поют песни под гитару.

Воспитательный процесс в лагере старится на взаимодействии всех сотрудников и администрации, родителей. Воспитатели и вожатые в первую очередь пример для ребят, старшие друзья и наставники.

Девизом всего педагогического состава «Дети солнца» является – «Вожатым даже в пасмурную погоду светит солнце!»

Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально- привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:

  • добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
  • творческий характер деятельности;
  • многопрофильность;
  • отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
  • опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.

3.2.   Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.

Основные направления анализа воспитательного процесса:

1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.

Критерием, на основе которого должен осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену, но в условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие выводы и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены в виде целевых ориентиров:

  • усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
  • формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  • приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.

Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать с помощью разных методик. Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.

2.      Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.

Показателем эффективности воспитательной работы является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих содержательных модулях).

Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:

  • социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
  • педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.

Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

Проводя анализ прошедших смен (проведение анкетирование, результаты личностного роста отдыхающих, формирование навыков самообслуживания, показатели физической активности) мы выявили определенные точки роста в направлении которых усиливается работа всего коллектива лагеря.

— профилактика девиантного поведения:

увеличение бесед с сотрудниками ПДН, беседы с родителями для выяснения состоит ли ребенок на каких-либо видах учета, привлечение к социально значимой и трудовой деятельности, раскрытие творческого потенциала.

—   формирование навыков самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:

1. Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.

2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);

3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помочью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.

4. Навыки опрятности: умение пользоваться туалетом;

5. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.

— профилактика низкой физической активности

Основным направлением деятельности детских лагерей является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований. Практика показала, что современные дети в домашних условиях мало уделяют времени физической активности, условия лагеря могут обеспечить правильный двигательный режим, что является мощным оздоровительным эффектом. Модуль физического воспитания адаптирован под всех детей отдыхающих в лагере учитывая допуск к занятиям спортом. Привлечение к занятиям спортом осуществляется через игровую деятельность, плавное увеличение активной нагрузки, разнообразием предлагаемых форм и видов занятий спортом.

Проводя опрос отдыхающих каждую смену наиболее успешными видами деятельности стали:

— сюжетно – игровые модели смен, с погружением в определенную историю и распределения ролей;

— традиционные рейтинги среди отрядов и личностный рейтинг с дальнейшим аукционом «Вожатских подарков»;

— самоуправление на уровне лагеря и отряда (распределение ролей и обязательств)  

— волонтерская деятельность – рейтинг добрых дел;

— проведение мастер – классов по интересам.

Анализируя каждую смену деятельность воспитательного процесса, педагогический состав совместно с администрацией лагеря, родителями и отдыхающими, выявляет точки роста и направляет работу их реализацию.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ НА 2024 ГОД

Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.

План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.

Год 2024 объявлен Годом семьи.

№ п/пНаименование мероприятияСрок проведенияУровень проведения
Всероссийский/ региональныйДетский лагерьОтряд
Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»
1.Викторина «Символы России»В течение смены  +
2.Беседа «Подвиг бессмертен»В течение смены  +
3.Квиз «Что это за шедевр?»В течение смены  +
4.Общелагерное мероприятие «Игры патриотов»В течение смены + 
Дни единых действий
1.День защиты детей1 июня + 
2.День русского языка6 июня + 
3.День России12 июня + 
4.День памяти и скорби22 июня + 
5.День молодежи27 июня + 
6.День семьи, любви и верности8 июля ++
7.День физкультурника14 августа + 
8.День Государственного флага Российской Федерации22 августа + 
9День российского кино27 августа + 
Движение первых
1.Игра «Будь в движении»В течение смены + 
2.Беседа о важном «Движение первых»В течении смены  
Цивилизационное наследие России
1.Беседы о важномЕжедневно  +
2.Диалог на равныхВ течение смены + 
3.Беседа мой родной крайВ течение смены  +
Просветительский проект «Без срока давности».»
1.Уроки ПамятиВ течение смены  +
2.Уроки МужестваВ течение смены  +
3.Тематическое оформление стенда «Ключевые даты Победы»В течение смены + 
4.Конкурс смотр строевой песниВ течение смены + 
5.Конкурс сочинений «Пусть знает вся Россия»В течение смены  +
Содружество Орлят России
1.Знакомство с проектом «Орлята России»В течение смены + 
2.Работа по направлениям: — познавательная деятельность — исследовательская деятельность -художественное творчество — социально значимая деятельность — спортивно – оздоровительная деятельность  — познавательная деятельностьВ течение смены  +
Ключевые мероприятия лагеря
1.Открытие и закрытие сменыТретий и завершающий день смены + 
2.Вожатский концерт в тематику сменыПервый день смены + 
3.Мисс и Мистер лагеряВ течение смены + 
4.Шоу талантовВ течение смены + 
5.Аукцион вожатских подарковВ конце смены + 
6.Всероссийская акция «Мы Вместе. Дети России»В течение смены+ 
Модуль «Отрядная работа. КТД»
1.Оформление отрядных уголковПервые три дня смены  +
2.Отрядная работа реализуется в соответствии с планом – сетками отрядовВ течение смены  +
Модуль «Модуль «Самоуправление»
1.Выбор актива отрядаПервые два дня  +
2.Создание Совета лагеря + 
Модуль «Дополнительное образование»
1.Мастер – класс «Умелые ручки»В течение смены + 
2.Мастер – класс «Звуки музыки»В течение смены + 
3.Мастер — класс «Бисероплетение»В течение смены + 
4.Мастер — класс «Мини – футбол»В течение смены + 
5.Мастер — класс «Волшебная палитра»В течение смены + 
6.Мастер — класс «Мир танца»В течение смены + 
Модуль «Здоровый образ жизни»
1.Ежедневная утренняя зарядкаЕжедневно + 
2.Спортивное мероприятие «ГТО»В течение смены  +
3.Спортивное мероприятие «Быстрее, Выше, Сильнее»В течение смены  +
4.Спортивные соревнования по волейболу, теннису, футболу, пионерболу.В течение смены  +
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
1.Оформление отрядных уголковПервые дни смены  +
2.Разработка эмблемы сменыПервые дни смены + 
3.Оформление информационных стендовВ течение смены + 
4.Разработка и установка арт объектовВ течение смены + 
5.Оформление расписания на день и фото уголка «Поделись улыбкою своей!»Ежедневно + 
Модуль «Профилактика и безопасность»
1.Оформление информационных стендовВ течение смены + 
2.Беседы с представителями ПДНВ течение смены + 
3.Беседы с представителями ГИБДДВ течение смены + 
4.Проведение инструктажей по ТБПервый день смены  +
5.Проведение учебной эвакуацииПервый день смены + 
Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»»
1.Повышение квалификацииВ течение года+  
2.Мастер классы по вожатскому делуВ течение года+  
3.Тренинги на сплочение коллективаВ первые дни до заезда детей + 
4.Участие в методических четвергахВ течение года+  
5.Участие в конкурсе профессионального мастерства «Творить чудеса вместе просто»В завершении летнего сезона+  
Модуль «Работа с родителями»
1.Информирование о правилах и порядки приема детей в лагерьПеред началом оздоровительной программы + 
2.Индивидуальное консультированиеВ течение смены+  
3.Оформление информационных стендов для родителейВ течение смены  +
Модуль «Экскурсии и походы»»
1.Экскурсия в музей «Русская изба»В течение смены + 
2.Экскурсия по территории лагеря «Флора наших лесов»В течение смены  +
3.Музей Каргапольского районаВ течение смены+  
Модуль «Профориентация»
1.Проект «Профориентационный поезд»В течение смены+  
2.Решение кейсовВ течение смены  +
3.Деловая игра «Мое призвание»В течение смены  +
Модуль «Волонтеры Победы»
1.Создание отряда «ВолонтерыПервые дни смены + 
2.Акция «Свеча памяти»В течение смены + 
3.Акция «Письмо солдату»В течение смены + 
4.Посещение ветеранов войны в Каргапольком районеВ течение смены+  
5.Квест «Великая Победа»В течение смены + 
Модуль «Социальное партнерство»
1.Викторина от Каргапольской межпоселенческой центральной библиотекиВ течение смены + 
2.КванториумВ течение смены + 
3.Волонтеры ПобедыВ течение смены + 
Модуль «Волонтерский отряд «Доброе сердце»
1.Создание отрядаПервые дни смены + 
2.Облагораживание территории лагеряВ течение смены + 
3.Акция «Венок дружбы»В течение смены + 
4.Акция «Доброе утро»В течение смены + 
5.Акция «Аллея доброты»В течение смены + 
Модуль «Волонтерский отряд «Движение первых»
1.Оформление информационного стенда РДДМПервые дни смены + 
3.Просветительский лекторий «Движение первых»В течение смены  +
4.Ира «Будь в движении»В течение смены +